Подготовка к выступлению

06 октября 2008 в 14.47
Автор: Степан Овчинников

Сделать доклад на серьезную тему широкой неоднородной аудитории за очень короткое время (5-20 минут) — задача очень непростая. И для ума, и для характера.

Как же сделать так, чтобы вас поняли, задали умные вопросы, послушали ответы и одобрили?
Это довольно просто.
Нужно следовать одному главному принципу, из которого вытекает несколько простых советов.

К делу.

Про что это?
Речь пойдет о том, как нужно писать и докладывать любые дипломные, диссертационные, научно-исследовательские, инженерные работы. Независимо от того, что вы готовите: 7-минутный доклад на конференции или пишете кандидатскую диссертацию, структура и принципы едины. Я подозреваю, что для докторских диссертаций и презентаций бизнес-проектов принципы построения будут те же, но тут мой опыт почти нулевой, потому об этом молчу.
Целевая аудитория: студенты, инженеры, молодые ученые, аспиранты, исследователи.

Принцип простой. Это «логичность изложения».
Чуть более длинно он формулируется так: Цель — главное. Каждая глава, каждый пункт, каждый абзац, каждая фраза вытекают из цели, и ей служат.

Введение

Как это ни банально, но на деле этот принцип практически никем не соблюдается. Большая часть информации, выдаваемой на докладах, никак очевидно не связана ни с темой, ни с целью, ни с выводами. Большая часть работ не структурирована в жесткой иерархии цель-задачи-результаты-выводы-заключение. Практически в половине случаев обзор состояния вопроса никак не связан с целью. «Обзирают» обычно совершенно не то, что впоследствии предлагается как суть работы. Именно это является свойством большинства провальных выступлений.

Хорошо поданная работа всегда имеет следующие опорные элементы.

Цель

1. Цель работы всегда конкретна и понятна любому специалисту.

2. Цель всегда формулируется как удовлетворение потребности, важной для группы людей или задач. Цель никогда не формулируется как «разработать..., создать..., реализовать...», кроме случаев, когда ваша работа является частью чего-то более крупного.

3. В цели всегда должны упоминаться совершенно конкретные понятия. Время, скорость, цена, сила. Если это понятия расплывчатые, например «эффективность» или «комфорт», нужно четко сказать, какой смысл ВЫ в них вкладываете. Например, «под повышением эффективности работы алгоритма распознавания букв мы понимаем сокращение времени работы при уровне ошибок, не превышающем 1%». Если вы так делаете, убедитесь, что у термина нет общепринятого значения (читайте энциклопедии, учебники, статьи).

4. Цель должна соответствовать уровню работы.
Для дипломов самое подходящее — решение реальной или модельной задачи на серьезном современном технологическом уровне, для магистерской диссертации — то же самое с элементами анализа, обобщения и науки, для кандидатской — решение важной для отрасли задачи, обязательно с элементами научной новизны и серьезной проверкой.
Если вы не защищаете докторскую, то никогда не пишите в целях слова «аппарат, методология, теория, концепция, проблема». У студентов, аспирантов и молодых ученых задачи, методы, модели, способы, методики. Не бойтесь ставить скромные цели. Лучше достичь скромной цели, чем промахнуться мимо солидной.

5. Актуальность достижения цели должна быть очевидной или легко доказуемой. Если вы сразу не убедите слушателей, что работа кому-то нужна, ее можно смело хоронить.

6. Цель должна быть достигнута.

Хорошая цель: «повышение производительности труда сотрудников бухгалтерии», «сокращение издержек на процесс проектирования ЛВС», «повышение эффективности описания бизнес-процессов в строительстве».
Можно сразу в цели указать метод ее достижения. Например «...за счет автоматизации». Это нежелательно, но допустимо.

Постановка задач

Термины. В данном тексте и почти в любой работе слово «задача» употребляется в двух смыслах: как этап достижения цели работы и как прикладная тематическая задача, например, «задача нелинейного программирования». Для ясности при употреблении во втором смысле говорим «прикладная задача».

1. Задачи должны прямо вытекать из цели.

2. Задач должно быть 3-5. Это, как минимум: обзор, решение, проверка.

3. Задачи должны быть сформулированы конкретно. Решение каждой задачи должно оформляться выводами и являться ступенью к достижению цели.

4. Первой задачей всегда и везде является «обзор состояния вопроса».

5. 1-3 задачи, идущие после обзора, должны рассказывать о сути работы, о решении главной ее задачи.

6. Завершающей задачей является проверка. Решение всегда нуждается в проверке.

7. Все задачи всегда представляются результатами, которые прямо соответствуют формулировке задачи. Например, если задача звучала как «разработать структуру БД социальной сети, позволяющую повысить быстродействие поиска за счет денормализации», то вы должны иметь на слайде/в главе структуру, описание денормализации и иметь право сделать вывод, что она и правда повысит быстродействие поиска.

8. Факт решения каждой из задач должен быть очевиден после прочтения/прослушивания.

9. Если вы готовите слайды, то каждая задача должна покрываться 1-3 слайдами. Не должно быть слайдов «вообще по теме».

10. Если есть слайды, обязательно разместите на них схемы, формулы, графики или описания того, про что задача. Если вы говорили о «структурной схеме установки» — рисуйте установку, убирайте текст. Если упоминали модель представления данных или алгоритм распознавания — они ОБЯЗАНЫ присутствовать. Нет — значит задача не решена.

1 часть: обзор

Зачем делается обзор состояния вопроса (глава, задача и слайд могут называться иначе, но смысл всегда этот)?
Вот зачем и как это надо делать:
1. Доказать актуальность темы работы. Показать, что темой занимались до вас (если не занимались, грош цена вашей теме, а если вы не нашли информации — грош цена вам как исследователю) и она востребована сейчас

2. Кратко перечислить все ключевые прикладные задачи, которые в этой области есть.

3. Указать, какие прикладные задачи решены, какие нет, а какие решены плохо. Если все уже сделано — идите домой спать.

4. Выявить несколько самых плохо решаемых и одновременно самых востребованных прикладных задач, подробно описать их, методы их решения, дать существенную информацию.

Если вы пройдете четко и лаконично эти шаги, то любому, кто слушает и понимает, станет ясно, что эти прикладные задачи нужно как можно скорее решить (как говорил мой шеф, «ты должен убедить всех, что мир погибнет без твоей диссертации»)

5. Подробно и четко описать свой план действий, чтобы сделать намеченное, ссылаясь не предыдущие пункты.

Обзор — это не реферат. Вы должны осмыслить состояние вопроса и сделать выводы. Главные понятия, достижения, вехи, ученые должн быть упомянуты и снабжены ссылками. Copy-paste — долой.
Экстремально важно, чтобы вы выполняли обзор именно той задачи, которую будете решать. Например, если цель это «повышение эффективности проектирования ЛВС», то вы должны говорить не о сетях вообще, сетевом оборудовании и ПО, а конкретно о методах проектирования ЛВС, критериях его эффективности и методах ее повышения.

2 часть: решение задачи

Это может быть работа над моделью, методом, алгоритмом, структурной схемой, архитектурой, или просто создание программного средства. Тут вы пишете подробно, предельно четко и связно, аргументируя каждый свой шаг, показывая что он осмыслен, подкреплен знаниями или проверками, и важен для цели.

По написанию самой сути работы советы давать бессмысленно — вы специалист, вам и карты в руки.

3 часть: проверка.

Очень часто бывает так. Студент или аспирант думает:
Ну вот надо было программу написать, я написал. Как сделал — рассказал. Цель достигнута.

Дошли до этой стадии — прочитайте цель. Там — удовлетворение потребности. Самое время показать, что это сделано.
Как? Проведите эксперименты, зарегистрируйте код, получите отзыв эксперта, или просто детально опишите как оно работает, где и как это всем нравится.

Если вы в обзоре говорили о неких аналогах, покажите, что сделанное вами их превосходит. Если вы очертили класс задач, для которых актуален ваш метод — решите одну такую. Если формулировали недостатки известных методов или средств — вспомните об этом, покажите что ваше — лучше.
Критерии сравнения должны быть как раз те, которые сформулированы в цели. Эффективность — повышена, время — уменьшено.
Частый вопрос: «Вот у вас в цели сказано ... Ну и как, достигли вы цели? Докажите!»

Выводы по задачам

Выводы по задачам должны строго соответствовать их постановке и показывать, в чем после решения задачи вы стали ближе к цели, а человечество — к счастью.

Научная новизна

Научная новизна — атрибут диссертаций (магистерских, кандидатских, докторских) и всех научных докладов.
Что важно в научной новизне:
1. она должна присутствовать на слайдах/в тексте работы.

2. Факт «новизны» решения должен быть очевиден (патент, серьезные публикации, отзывы серьезных людей). Соль новизны должна быть указана прямо, должно быть указано ЗАЧЕМ эта новизна вами предлагалась.
Например:
Новая модель представления знаний о болезнях желудка, отличающаяся от известных применением языка описания симптомов и позволяющая учесть особенности желудковедения: нечеткость, контекстозависимость, высокая доля ошибок в анамнезе

3. Применимость вашей новизны для других задач (инвариантность) должна быть очевидной или проверенной. Например, в случае с желудком вы должны сказать, что ваша модель может помочь не только диагностике гастрита, для которой была создана, но и язвы; идеальный вариант — показать что ваша модель еще и для глазных болезней подходит.

4. Пунктов научной новизны должно быть 2-5, это всегда что-то вроде «модель», «алгоритм», «способ», «метод», «схема», «устройство», «архитектура» (нежелательно).

5. Новизна всегда относится к одному из типов. Расположу их по возрастанию «силы»: новое применение известного метода к старой задаче, применение известного метода к новой задаче, применение нового метода к старой задаче и применение нового метода к новой задаче (большая редкость).
Важно: даже если ваша роль всего лишь в том, что вы показали как известный метод решает известную задачу, чего раньше никто не делал — это научно значимо, хотя и «маловато».

Заключение (общие выводы работы)

Если цель — это вопрос, то заключение — это ответ на него.
Если кратко, то оно может звучать так:
Таким образом, все задачи, поставленные в работе, решены, цель достигнута. Эффективность работы алгоритма распознавания букв повышена: время сократилось в среднем на 12% при сохранении уровня ошибок в 1%, что подтверждается экспериментами.
Если более развернуто, то вы описываете как была решена каждая задача, к чему это привело и за счет чего достигнута цель.

На этом все

 

На что следует обращать особое внимание

1. Термины.

Для обозначения одного и того же понятия всегда используйте один термин, или прямо указывайте, что это синонимы. Знайте смысл каждого понятия, термина, обозначения. Приготовьтесь ответить на вопрос о физическом смысле и единицах изменения каждой буквы в формуле PR.
В докладе нужно постараться убрать все слова, которые могут быть потенциально непонятны аудитории, или четко дать их смысл. Смело объясняйте «как младшему брату-школьнику», но не скатывайтесь к жаргону и примитивизму.

2. Краткость.

При подготовке доклада вы не должны сказать ни одной лишней фразы. Все — от цели, от задач, для выводов. Много времени у вас не будет никогда. Доктор наук докладывает результаты в среднем 12 лет работы за 30-40 минут.
При написании текста часто приходится подгонять под объем, и там лишнего бывает достаточно, но необходимость каждого пункта и его основная мысль должны быть очевидны.
Говорите и пишите короткие фразы. Одно предложение — одна мысль. Литературу отставить.

3. Логические связки.

Завершая пункт, мысль, фразу, готовьте читателя/слушателя к следующей. Покажите как предыдущее влияет на следующее.

4. Законченность мыслей.

Если вы что-то сказали, знайте зачем. Если вы сделали обзор всех видов баз данных в своей работе — сделайте из него вывод. Диплом, диссертация, доклад — не учебник.

5. Обоснованность утверждений.

Чем серьезнее утверждение, тем важнее его подкрепить. Чем можно подкрепить:
— ссылкой на авторитет.
— проверкой в эксперименте.
— ссылкой на руководителя и постановку цели исследования (крайне нежелательно).

Например, если вы говорите, что «язык PHP не применяется для системного программирования», вам нужно либо провести анализ ВСЕХ применений языка и доказать что вы правы, либо сослаться на доклад кого-то очень компетентного на последней конференции, и в любом случае быть готовым биться насмерть за это утверждение.
Если вы не уверены — формулируйте мягче и не так категорично. Если вам это утверждение не нужно для цели работы — пропустите его.

Самый простой способ завалить работу — показать что вы не знакомы с работой кого-то из смежников, который «все давно сделал».

Следуя этим советам, учитывая традиции конкретной аудитории, где вы будете выступать (совета, кафедры, преподавателя), вы сделаете вашу работу кристально ясной. Она вызовет лишь конструктивные вопросы и будет безупречной с позиций логики.
Конечно, если вам есть что сказать.




Правило Парето
20% усилий дают 80% результата. Как это использовать?
 
Эффективное обучение
Практические советы для учащихся и преподавателей. Внимание, эмоции, время и другие аспекты запоминания.